Сайт Владислава Сергеевича Попова

Лучшие работыПланы уроков

План урока «Нейронные сети: to think = to calculate?» был удостоен высокой оценки экспертов всероссийского конкурса для учителей на лучший план урока «Наука будущего» в рамках «Недели науки в школах», организованной Британским Советом и Министерством образования и науки Российской Федерации. Владислав Сергеевич Попов вошёл в число 7 призёров конкурса.

Владислав Сергеевич Попов | Шаблон презентации

Международная гимназия в Новых Вешках, Новые Вешки

«Нейронные сети: to think = to calculate?»

Нейронные сети — технология, во многом определяющая облик ближайшего будущего. Уже сегодня алгоритмы машинного обучения, зная наши предпочтения, рекомендуют нам фильмы, музыку и игры, позволяют автономным такси без шофёра возить пассажиров, а водителю седана с автономным управлением читать новости, отвлекаясь от трассы и процесса ручного управления. Нейронные сети стали способны рисовать картины и даже писать музыку! На занятии ученики узнают о нейронных сетях: принципах их работы, применении на практике, возможных последствиях использования технологии.

Тема урока: «Нейронные сети: to think = to calculate?»

Возраст учащихся: 13-16 лет (7-9 классы)

Время проведения урока: 45-60 минут

Цели урока:

Подходы к обучению и изучению материала, концепции, приёмы и методы

BYOD

Для выполнения заданий учащиеся могут использовать собственные устройства

Смысловое чтение и классификация

В начале урока учащиеся читают отрывок романа С. Лема «Мир на земле», выделяют схожее и различное между данным отрывком и мультфильмом «ВАЛЛ-И».

Работа в группах и парах

Ученики совместно решают вычислительную задачу нейронной сети, работают в парах при выполнении части основного задания.

Мини-проект и языковые компетенции

Ученики во время выполнения основного задания урока не только расширяют словарный запас, но и создают альтернативную галерею, на полотнах которой будет указан вычисленный нейронной сетью возраст изображённых на картинах людей.

Проведение занятия, межпредментые и метапредметные связи

Ход урока Межпредметные и метапредметные связи
Начало

Приветствие. Просмотр отрывка мультфильма «ВАЛЛ-И», чтение учениками абзаца романа С. Лема «Мир на земле». Учащиеся выделяют общее и различное в контенте.

Сходства Различия
Действие происходит в будущем В отрывке из книги человечество остаётся на Земле
... ...

Учащиеся самостоятельно определяют контекст урока — искусственный интеллект.

(7 мин.)

Экология
Обществознание
Литература

Работа с таблицей
Выделение свойств
Сравнение
Классификация
Выделение и формулирование познавательной цели
Основная часть

Работа мозга: введение

Учитель с применением иллюстративного материала рассказывает ученикам о естественных и искусственных нейронах и синапсах, организует групповое решение задачи, показывающее пример вычислений в нейронной сети (пример задачи показан ниже; в качестве условия учащиеся получают данные входного слоя нейронной сети и веса синапсов, значения других узлов рассчитываются учащимися в зависимости от рассадки в классе и являются суммой произведений весов синапсов на значения нейронов). После решения задачи учитель и учащиеся обсуждают полученный ответ, вспоминая шедевр Д. Оруэлла.

Задача - пример вычислений в нейронной сети

После получения ответа учитель рассказывает об эксперименте учёных Айовского университета, обучивших голубей диагностированию рака, как о примере работы с естественными нейронными сетями.

(8 мин.)

Биология
Медицинское образование
Математика
Литература

Моделирование и формализация
Планирование учебного сотрудничества
Рефлексия

Нейронные сети и обработка изображений

Просмотр фрагмента видео автономного вождения (пример). Учитель спрашивает учеников, сталкивались ли они с применением нейронных сетей. Уместно вспомнить и показать обработанные мобильным приложением Prisma фотографии и результаты исследования, в котором нейронные сети научились имитировать стиль великих художников. (7 мин.)

Изображения, обработанные фильтрами prisma

Учитель предлагает вплотную перейти к знакомству с нейронными сетями, выполняя практико-ориентированные задания:

  1. Открыть сайт «Quick, Draw!», и нарисовать объекты по заданию сайта так, чтобы их смогла опознать нейронная сеть. Поскольку сайт выдаёт задания на английском языке, то дополнительно выписать в словарь-таблицу каждое незнакомое слово из задания и его перевод, полученный с помощью онлайн-переводчика или мобильного приложения. (8 мин.)

    Quick, Draw!

  2. С помощью сайта «Quick, Draw!» попытаться определить некоторые из фрагментов рисунков Онфима — новгородского мальчика XIII века, чьи берестяные грамоты известны во всём мире. В качестве дополнительного задания, используя карты Яндекса или Google, необходимо определить местоположение Великого Новгорода. (8 мин.)

    Рисунки мальчика Онфима

  3. [Опционально, если продолжительность урока может быть увеличена с 45 до 60 минут:

    Открыть сайты The National Gallery и How-Old.net, найти и загрузить картины с сайта Лондонской национальной галереи, определить с помощью нейронной сети сайта How-Old.net возраст изображенных на картинах людей, сохранить картины с дополнительной информацией в отдельную папку-галерею, занести данные в таблицу:

    Vincent van Gogh, Head of a Peasant Woman
    Michelangelo Merisi da Caravaggio, Boy bitten by a Lizard
    Rembrandt, A Bearded Man in a Cap
    Ilya Repin, Study of an Old Man
    Peter Paul Rubens, Portrait of Susanna Lunden ('Le Chapeau de Paille')

    (12 мин.)

    Пример обработки изображения сатом how-old.net

    Учитель предлагает провести рефлексию, задавая следующие вопросы: «Что показалось странным в ответах нейронной сети? Совпал ли ожидаемый вами ответ с полученным? Почему? Знаете ли Вы всех художников, работы которых использовали?» (3 мин.) ]

Учитель благодарит учеников за активную работу.

Изобразительное искусство
Мировая художественная культура
История
География

Работа с таблицей
Работа по алгоритму
Изменение формы представления информации (текстовая → графическая)
Коррекция
Контроль результатов
Поиск информации
Сравнение (ожидаемого и полученного результатов, данных о картинах и др.)
Развитие ИКТ-компетентности
Развитие эстетических потребностей
Формирование ценностных ориентаций
Заключение

Учитель предлагает вспомнить два произведения, мультфильм и роман, на которых было сосредоточено внимание детей в самом начале урока. Учитель задаёт вопрос о проблеме, поднятой во многих фантастических произведениях, подводя учащихся к ответу об угрозах, которые могут быть реализованы, и предлагая вспомнить технологии, которые принесли человечеству как пользу, так и вред: ядерные технологии, рентгеновский аппарат etc.

Учитель предлагает выполнить профориентационное задание — узнать вероятность роботизации желаемой профессии учеников на сайте с говорящим названием willrobotstakemyjob.com. Для выполнения задания дети переводят название профессии на английский язык с помощью онлайн-переводчика или мобильного словаря, записывают результат в таблицу к предыдущим словам, а также в поле указанного сайта.

Пример оценки роботизации профессии сайтом willrobotstakemyjob.com

В конце урока учитель и ученики подводят итог урока, обсуждают полученную информацию, обобщают полученные знания, умения и навыки.

Учитель выдаёт домашнее задание: найти сервис в сети Интернет, работающий благодаря технологии нейронных сетей. Выполнить мини-презентацию сервиса на следующем уроке.

(7 мин.)

Физика
Основы безопасности жизнедеятельности
Этика

Построение устных высказываний
Рефлексия
Профессиональное самоопределение
Развитие ИКТ-компетентности

Адаптация урока для учеников с особыми потребностями

В рамках данного урока у учеников с особыми образовательными потребностями могут возникнуть проблемы при работе с компьютером, в том числе при создании простых изображений. В этом случае рекомендуется использовать программы, предоставляющие специальные возможности: экранную лупу, электронную клавиатуру. Также рекомендуется использование графических планшетов.

Рекомендации

Перед началом урока следует проверить работоспособность техники и наличие соединения с Интернетом

Полезные ссылки

Отзыв о проведении «Недели науки» в Международной гимназии в Новых Вешках

«Неделя науки в школах» прошла в Международной гимназии в Новых Вешках с 23 по 25 октября, перед осенними каникулами. Нужно заметить, что именно из-за окончания первого модуля и скорого начала каникул выбор времени проведения «Недели науки» оказался крайне удачным: дети нуждались в смене традиционного режима и форм занятий.

На моих уроках информатики ребята были активно вовлечены в учебный процесс: как в обсуждение предложенной темы (нейронных сетей), так и в практическую часть работы, которая состояла в решении иллюстративной математической задачи, создании изображений на сайте «Quick, Draw!» с целью их «угадывания» заранее обученной нейронной сетью, загрузке шедевров живописи с сайта Лондонской Национальной галереи и последующей проверке возраста изображённых на полотнах людей нейронной сетью сайта how-old.net. В конце урока дети обсудили возможные последствия внедрения новых технологий и возможности замены специалистов самых разных профессий искусственным интеллектом, проверив вероятность замены профессии своей мечты на сайте willrobotstakemyjob.com. На уроках дети использовали знания из широкого спектра предметов: от обществознания и истории до мировой художественной культуры и физики. Стоит отметить, что дети с лёгкостью определяли межпредметные связи: знаменитые грамоты Онфима ребята изучали на истории, расположение городов на карте - на географии, а естественные нейронные сети - на биологии. На других уроках тема нейронных сетей была также широко представлена. Например, на уроках русского языка и литературы дети изучали стихотворения, написанные нейронной сетью Яндекса.

Особое внимание было уделено метапредметным связям: использовалась групповая работа, дети изменяли формы представления информации, работали с таблицами, сравнивали и классифицировали, занимались целеполаганием и рефлексией.

Считаю, что «Неделя науки в российских школах» достигла своей цели, а именно успешно справилась с задачей популяризации науки, в частности, популяризации новых технологий, повысила мотивацию детей, позволила им шире взглянуть на изучаемые предметы в частности и мир в целом.

Отзыв о проведении «Недели науки» не был включен в план урока.