Сайт Владислава Сергеевича Попова

Лучшие работыПланы уроков

О Всероссийском конкурсе педагогического мастерства Университета 20.35

Всероссийский конкурс педагогического мастерства Университета 20.35 — конкурс для учителей средней и старшей школы по дизайну образовательного опыта. Представленное решение кейсов по разработке уроков истории и географии получило высокую оценку экспертов Всероссийского конкурса педагогического мастерства Университета 20.35

Сертификат

Кейс 1: Урок истории

Пояснение к заданию от организаторов конкурса.

Урок истории. Владение данной тематикой или знания по истории для решения кейса не обязательны.

Учитель истории Софья Андреевна при преподавании школьной программы старается разобрать с детьми наиболее сложные и противоречивые вопросы. Она старается помочь им исследовать и рассуждать, анализировать и сопоставлять факты, а не только пересказывать содержание учебника. Для этого она специально готовит свои уроки, добавляя в них новые элементы.

Помогите Софье Андреевне подготовиться к урокам на тему «Роль Ивана IV Грозного в российской истории», ответив на несколько вопросов.

1. Что из перечисленного важно учесть при подготовке урока по истории

Анализ образовательных, личных и эмоциональных потребностей детей

Особенности проектирования урока

Лабораторные работы

Выбор особенностей методик преподавания

Организация работы в командах

Система поощрений и наказаний

Работа с цифровыми инструментами на уроке

Опросники, тесты КИМы

Креативная составляющая урока

Исследовательская составляющая урока

Финальная оценка эффективности урока

Пересечение с тематиками других дисциплин

Работа с мотивацией и вовлечением

Иное: Планируемые предметные, метапредметные и личностные результаты

2. Как проанализировать потребности детей по указанной теме? Что стоит внести в перечень таких «потребностей»? Что развивают, совершенствуют, начинают лучше понимать учащиеся (отнеситесь к списку детей в классе)

Здравствуйте, уважаемый коллега! Добро пожаловать на метапредметный и междисциплинарный урок метапредметного и междисциплинарного педдизайна. Не слишком дерзко для начала?

Каковы Ваши потребности? Пожалуй, немного отдохнуть от некоторого предыдущего, чтения, каким бы оно ни было, и слегка развлечься. Ну ладно, поехали. Но помните — вы на уроке.

2.1 Поскольку нам, коллективу московской Школы № 514, в рамках педагогического совета нужно помочь хоть и молодому, но подающему надежды учителю истории и обществознания Софье Андреевне, которая работает в нашей школе уже третий год и активно совершенствует собственные pedagogical skills, то и ответ на данный вопрос будет в форме совета.

Так уж совпало, что Школа № 514, где работаем мы и Софья Андреевна, расположена недалеко от музея-заповедника Коломенское, а ведь когда-то на этом месте располагалось подмосковное село Коломенское — родина Ивана Грозного. Поэтому мы очень постараемся сделать урок максимально эффективным и современным, естественно, отдавая дань традициям.

(Как Вы уже догадались, все совпадения кроме последнего — родины Ивана Грозного — абсолютно случайны и приведены ради соблюдения лучших традиций модного направления информатики и смежных наук — UX-дизайна: прямо на наших глазах была создана персона, что способно повысить уровень нашей эмпатии к всё-таки абстрактному образу. Естественно, дальнейшие советы будут универсальными, ведь в нашей вымышленной школе учатся дети разного уровня подготовки и работают самые разные учителя, но всех историков, которых у нас пять, зовут Софьями Андреевнами — так уж совпало.)

Педагогический дизайн и UX-дизайн, действительно, чем-то похожи: в хорошем UX-дизайне во главе угла (не того, куда отправляют учителя старой закалки нерадивых учеников) — потребности пользователя разрабатываемого продукта. Действительно, в основе схемы Jesse James Garret (см. The Elements of User Experience) — нужды пользователя и задачи бизнеса. Так и у нас: нужды ученика, которые мы, отдавая дань Абрахаму Маслоу, обзовём словом «потребности», и наши образовательные задачи, наше дело, Cosa Nostra, как говорят в Италии (простите за коммерциализацию — я не хотел, оно само).

2.2 Перечень потребностей детей (не будем об обучающихся ради эмпатии) крайне широк. По исследованиям, с которыми были ознакомлены некоторые участники нашего коллектива в рамках конкурса «Учитель года», одна из самых больших и не всегда осознаваемых и озвучиваемых потребностей учеников — общение. Человек — существо социальное, и этого ли не знать Софье Андреевне! Да это же третий уровень пирамиды Маслоу и то, ради чего многие дети ходят в школу! Нельзя забывать и про потребность в признании, для реализации которой в начале урока следует создать ситуацию успеха: познавательные потребности (вот мы и добрались!) расположены выше по пирамиде. Как следствие, в дальнейшем на одном из этапов урока мы порекомендуем Софье Андреевне организовать групповую работу и реализовать парадигму 5C (4C + Concurrency, 5C только что придумал, не гуглите, ведь 5C Model про другое), которая, кроме всего прочего, включает конкуренцию между группами — но не в лучших традициях Robbers cave (если вы не знакомы с этим исследованием, то обязательно его прочитайте — это будет Ваше личное домашнее задание, а не Софьи Андреевны или её подопечных, Вы же не забыли, что Вы на уроке?) — а по пути не забыть про ситуации успеха на протяжении урока — и тогда дорога к знаниям открыта. Добавим сюда эстетические потребности… но об этом вы узнаете в другой части нашего урока. Именно такие приёмчики с целью вовлечения — рекламу в самый интересный момент — мы тоже будем советовать.

Ох, опасным вещам мы научим Софью Андреевну, да и Вас заодно, не этого ли так боялся Оруэлл? Кто контролирует прошлое — контролирует будущее, кто контролирует настоящее — контролирует прошлое.

2.3 Как уже было сказано, решением педсовета мы порекомендуем педагогу на данном уроке развивать 4C — критическое мышление, креативность, коллаборацию, коммуникацию, остановимся на понимании детьми причинно-следственных связей, поработаем над метапредметными навыками — например, над анализом текстовой информации и смысловым чтением (Вы на уроке педдизайна, а Софья Андреевна — на уроке истории, и лучше нас с Вами знает, как работать с историческими источниками), а также над таблицами и схемами. Заинтересовать ребят разного уровня сможем различиями и сменой деятельности. Мы ведь за деятельностный подход в образовании.

Тема занятия была подобрана крайне удачно, ведь Иван Грозный — известная и неоднозначная историческая личность, априори интерес детей на уроке будет связан с потребностью узнать интересные стороны жизни и правления Ивана Грозного и быта того времени.

Всего не успеем — у нас один урок, хотя про решение педсовета, конечно, шутка, и любой из наших педагогов, руководствуясь статьёй 47 273-ФЗ пользуется академическими правами и свободами, в том числе свободой преподавания и свободой от вмешательства в профессиональную деятельность. А то вдруг у Вас там критерии про ФГОС и нормативную документацию, на уроке педдизайна без этого никуда. Вот вам ссылка в довесок, остальное сами (ведь как-то мы должны достигнуть метапредметного результата совершенствования методов информационного поиска): https://fgos.ru/

Кстати, мы незаметно подошли к следующему этапу нашего урока — проектированию.

3. Что было бы для вас самым важным в проектировании уроков? Из чего должно состоять такое проектирование?

3.1 Самое важное в проектировании — не забывать, для кого и для чего Вы создаёте продукт. Теория систем учит: лучшая система — адаптивная система. Так и урок — должен быть адаптивным, подстраиваясь в первую очередь под учеников, их особенности и потребности, и образовательную задачу.

Хорошо бы Софье Андреевне после формулирования целей и задач урока решить, каких предметных, метапредметных и личностных результатов она планирует добиться на уроке с учётом конкретного состава, возрастной структуры и особенностей класса, а затем составить как минимум краткий план урока с перечислением этапов урока, указав их длительность и деятельность ученика и учителя на каждом из этапов, а также связь каждого этапа с определёнными заранее обозначенными желаемыми результатами. Это позволит представить урок заранее, лучше увидеть его сильные и слабые стороны.

Остальная документация опциональна (не будем поддерживать бюрократизацию общественной жизни — основную общественную проблему по мнению Макса Вебера, см. «Занавес» Милана Кундеры), и учителю лучше сосредоточиться на образовательном контенте и композиции урока.

Ещё один рекомендуемый опциональный инструмент — матрица смежности для соотнесения, например, результатов и этапов урока, задач и этапов, или применяемых методов и этапов, результатов и форм деятельности и т.д.

3.2 Наш импровизированный педсовет рекомендует отдельно рассмотреть реализуемые на уроке межпредметные и метапредметные связи, предусмотреть различные формы передачи информации (да, вот здесь про визуалов, аудиалов и кинестетиков — они лучше усваивают учебные материалы при помощи различных форм образовательного контента), создание разноуровневого материала для урока и домашней работы и критериальных методов оценивания, ведь «середнячок» — это лишь средняя температура по классу, так что последний пункт о разноуровневом материале и критериальном оценивании приобретает особую значимость: на уроке должен быть представлен как самый доступный, базовый материал, образовательный минимум, если хотите, так и материал повышенной сложности (со звёздочкой, по словам самой опытной из наших тёзок-историков).

3.3 Хотя, по словам Гераклита, «многознание уму не научает», Софье Андреевне с учётом вышеизложенных рекомендаций следует тщательно проработать и предметное содержание урока истории, выходящее за рамки конкретной темы. Урок «Роль Ивана IV Грозного в российской истории» посвящён Ивану Грозному, его личности и периоду правления. Тщательная проработка также подразумевает определение акцентов, мест урока, «педагогических фишек», предназначенных для увеличения степени заинтересованности обучающихся различного уровня предметным содержанием.

4. Какие методы преподавания и педагогические технологии вы предложили бы применить для изучения данной темы и почему?

Итак, как же мы будем рекомендовать Софье Андреевне зажигать факел (но не пороховую бочку) непосредственно во время урока?

4.1 В Москве до самоизоляции мы проводили уроки в самых разных формах — например, урок в музее или урок на природе. Так как наша Школа № 514 находится недалеко от территории музея-заповедника Коломенское, если это возможно и целесообразно, учителю стоит подумать о формате урока в музее.

4.2 Начало урока. 5 минут. Приветствие, рассадка. Фрагмент видео для вовлечения и начала разговора (https://youtu.be/_wy_s2LcU2U?t=345): «Царевич исполнился ревности благородной, пришёл к отцу и требовал, чтоб он послал его с войском изгнать неприятеля, освободить Псков, восстановить честь России, Иоанн в волнении гнева закричал: «Мятежник! Ты вместе с боярами хочешь свергнуть меня с престола!» — и поднял руку. Борис Годунов хотел удержать её, царь дал ему несколько ран острым жезлом своим и сильно ударил царевича в голову, сей несчастный упал, обливаясь кровию, тут исчезла ярость Иоаннова, и кинулся он обнимать, целовать его, крича «Убил я своего сына!» — удерживал кровь, текущую из глубокой язвы, плакал, рыдал, звал лекарей, молил Бога о милосердии, сына — о прощении, но суд небесный свершился. Царевич, лобызая руки отца, нежно изъявлял ему любовь и сострадание, убеждал его не предаваться отчаянию, сказал, что умирает верным сыном и подданным, жил 4 дня и скончался 19 ноября…» — с этих слов Карамзина можно начать урок, задав детям несколько вопросов: «Картины какого художника посвящены данному событию?», «Что мы будем обсуждать и исследовать на уроке?», «Чему вы хотели бы научиться?» После ответов обучающихся учитель демонстрирует одну из самых известных картин Ильи Репина — «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Данный мультимедиа контент сразу вовлечёт визуалов и аудиалов в работу.

4.3 Введение. 15 минут. Обсуждение и обоснование важности изучения данного исторического периода. Создание mind map учениками совместно с учителем (всё-таки шестой класс) и краткая презентация учителем основных этапов правления Ивана Грозного, хорошо приправленная интересными фактами: от интриг бояр в кровавом детстве Иоанна IV, трёхлетнего государя, и его матери Елены Глинской до увеличения территорий России в два раза, Сибири и Ермака, таинственной библиотеки, судьбе детей, открытии церковных школ. Естественно, Софья Андреевна перечислит все основные реформы и войны Ивана IV, «Избранную раду» и опричнину, Земские соборы и Судебник, но не будет углубляться, чтобы урок не превращался в лекцию, а у детей была возможность заняться mind mining на следующем этапе урока. Эдварду Радзинскому, мэтру отечественной истории, понадобилось два часа, чтобы рассказать об эпохе, так давайте не будем заставлять Софью Алексеевну пересказывать детям summary, а дадим им возможность — по крайней мере в рамках данного урока — научиться самим.

4.4 Дебаты: Рюрики vs Романовы или Иоанн vs бояре: хороший, плохой, злой (именно такими категориями зачастую мыслят шестиклассники). 20 минут. Подготовка — 15 минут, выступление — 5 минут. Деятельностный подход — наше всё. В зависимости от количества обучающихся (ведь в классе не всегда 12 человек) учитель распределяет детей случайным образом на группы, но так, чтобы средние уровни групп были выровнены: в каждой группе должны быть отличники, середнячки и неуспевающие учащиеся. Группам с условным делением «за» и «против» выдаются конверты, содержащие исторические сведения — специально подготовленные и адаптированные документы, карты военных действий, статистика — так, чтобы угодить всем обучающимся с разными типами восприятия. Каждая группа выполняет работу по поиску аргументов «за» или «против» Ивана Грозного. Кроме того, каждая группа создаёт продукт — mind map, список достижений/провалов и символы власти Рюриковичей и Романовых по картинам для последующего выступления (не всё так просто со скипетром и державой — Софье Андреевне ли не знать?). После выступления учитель может познакомить учащихся с отрывком стихотворения Наума Коржавина о неоднозначном (как и потомок) предке Ивана Грозного с целью формирования понимания неоднозначности оценки исторических личностей (и если учителю удастся донести эту идею, то это уже будет достижением):

Был ты видом — довольно противен.
Сердцем — подл… Но — не в этом суть:
Исторически прогрессивен
Оказался твой жизненный путь.

Разноуровневые материалы и метапредметные задания позволят всем обучающимся распределить обязанности внутри групп и быть эффективными в обучении. Смысловое чтение, работа с различными источниками информации, mind map, списками, таблицами, картами, коллаборация и коммуникация, критическое мышление — вот формируемые метапредметные результаты на основном этапе урока.

4.5 Подведение итогов. 4 минуты. Учитель спрашивает обучающихся, какое впечатление на них произвел предпоследний царь династии Рюриков, и можно ли вынести однозначный вердикт Ивану Грозному — великий самодержец или великий палач, организует рефлексию (кстати, реальностью является не только казнь князя Андрея Шуйского, потомка Александра Невского, по приказу тринадцатилетнего царя у думы, но и «пущай полетает» из фильма «Иван Васильевич меняет профессию» — реальный исторический факт казни боярского сына и воеводы Никиты Голохвастова на бочке с порохом).

4.6 Выдача домашнего задания. 1 минута. Просмотр фильма «Иван Васильевич меняет профессию» (не будем забывать про культурное образование) / просмотр лекции Эдварда Радзинского «Иван Грозный. Часть 1» / просмотр лекции «Иван Грозный» Репина: за и против» / составление таблицы основных периодов правления Ивана IV Грозного и чтение параграфа учебника / другая активность по выбору учителя. Естественно, у детей должен быть выбор, иначе задание получается слишком объемным. Смешать, но не взбалтывать.

Всё вышеизложенное — рекомендации применения активных и интерактивных методов, технологий развития критического мышления и развивающего обучения, кейс-технологии, групповых технологий, ИКТ, ИТД, из которых, как из кирпичиков, можно собрать урок по данной теме, дополняя прочими методами и приёмами.

5. Стоит ли вводить дополнительную систему поощрений и порицаний на уроке (помимо оценок)? Если да, то какую и с какой целью? А если нет, то почему?

Вы ещё не забыли про Ваше домашнее задание? Ну вот, а ещё на детей жалуемся.

Вашим домашним заданием было ознакомление с известным исследованием Robbers cave. Забегая вперёд, по результатам этого эксперимента, межгрупповое соперничество приводит к конфликту, иногда крайне ожесточённому, а межгрупповое сотрудничество приводит к формированию «положительной суммы» общественных благ. Не боясь убить внутреннюю мотивацию в угоду внешней (давайте не забывать, что по заданию по каждому предмету обучающиеся класса имеют в среднем средние результаты, чтобы говорить о высокой внутренней мотивации), рекомендуется выработать критерии для внутригруппового оценивания (поскольку члены группы работают по-разному, и учителю, кроме всего прочего, нужно, во-первых, уследить за индивидуальными результатами, а, во-вторых, ранжировать успехи обучающихся), критерии для группового оценивания и оценивания межгруппового взаимодействия, которое также будем поощрять в разумных пределах. Посредством группового и межгруппового критериального оценивания, поощряющего взаимодействия, будем поддерживать хрупкий баланс мирной, но в то же время конкурентной плодотворной работы.

Кроме того, можно предложить обучающимся старших классов напечатать на 3D-принтере фигурки Ивана Грозного, которые станут небольшими подарками, во-первых, самым активным ученикам на уроке, а во-вторых, ученикам, которые проявят себя самым лучшим образом в течение урока, совершив, возможно, небольшую победу над собой — например, активно работавшему, но не получившему выдающихся результатов двоечнику (в качестве примера для пояснения: на одном из моих уроков к доске вышел ученик, который не был у доски несколько лет из-за страхов). Создание ситуации успеха для невыдающихся учеников не менее важно, чем для хорошистов и отличников. Естественно, 3D-фигурки — только один из примеров того, что можно сделать для повышения мотивации.

Как-то 3D-фигурку Сталина на мой урок принёс ученик, и, естественно, начал с ней баловаться. Я положил фигурку в ящик, уделил 5 минут обсуждению расстрелов в Красной армии перед Великой Отечественной и делу Тухачевского, и заметил, что ящик — отличное место для Сталина. Сталинисты, простите. Дисклеймер и оффтоп в одном флаконе: я не историк, но деятельность Сталина, несмотря на подходы обсуждаемого урока, не одобряю.

6. Какие цифровые инструменты вы применили бы для такого урока, если он идет во время карантина в онлайне и если он идет в стандартном школьном формате оффлайн?

ИКТ-компетентность — место пересечения абсолютно всех современных стандартов образования и классификаций современных навыков. Было бы странным, но до боли возможным представить современный урок без использования IT.

6.1 Начало урока: фрагмент видеолекции Третьяковской галереи «Иван Грозный» Репина: за и против» с демонстрацией картин Карла Брюллова «Осада Пскова польским королём Стефаном Баторием в 1581 году» и Ильи Репина «Сыноубийца»: https://youtu.be/_wy_s2LcU2U?t=345, 5:45-6:56

6.2 Картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» на сайте Государственной Третьяковской Галереи: https://www.tretyakovgallery.ru/collection/ivan-groznyy-i-syn-ego-ivan-16-noyabrya-1581-goda/

6.3 Презентация sway для лёгкости создания, усвоения вводного материала, шеринга, созданная учителем (для этапа 4.3)

6.4 Coggle или www.mindmeister.com для совместной работы над интерактивной цифровой mind map

6.5 Инструменты создания списков (например, любой текстовый процессор или более специализированный инструмент для создания списков, например, «Заметки» на iPad или iPhone)

6.6 Инструменты создания компьютерной графики

6.7 Для проведения урока онлайн — Zoom/Skype с разделением обучающихся на комнаты для групповой работы, выдача цифровых материалов для групповой работы

6.8 Вышеупомянутый 3D-принтер и навыки старшеклассников для создания фигурок царя

7. Как лучше произвести проверку знаний/понимания/достижения образовательных результатов? Какие средства использовать?

Kahoot-марафон по истории во время самоизоляции от учителя истории, финалиста конкурса «Учитель года Москвы» Ольги Донской имел огромный успех не только среди детей, но и среди педагогов, которые хотели не только развлечься или проверить свои знания, но и стремились перенять передовой педагогический опыт.

Для проверки знаний и понимания порекомендуем Софье Алексеевне использовать интерактивный тест Kahoot, который с использованием телефона (привет, BYOD) или любого другого устройства смогут пройти ученики. Рекомендуемый урок получился довольно насыщенным, а задания для различных групп были различными, поэтому порекомендуем организовать интерактивное тестирование после выполнения домашнего задания на следующем уроке. Пользователи Московской электронной школы могут организовать тестирование в системе МЭШ, позволяющее сразу перенести полученную отметку в электронный журнал.

Во время предложенных дебатов и подготовки к ним следует использовать заранее созданную и обсуждённую с детьми систему индивидуального, группового и межгруппового критериального оценивания.

Достижение метапредметных образовательных результатов и сформированность УУД поможет проверить метапредметная диагностика, проводимая администрацией школы. Достижение личностных результатов оценивается путём отслеживания индивидуального прогресса личностного развития учащихся.

8. В каком случае вы посчитали бы урок эффективным? Как вообще можно оценить эффективность урока, кроме учета оценок учеников?

Современный урок — прежде всего эффективный урок (Кузнецова Е. В., заместитель директора Городского методического центра г. Москвы). Наш импровизированный педсовет рекомендует использовать Софье Алексеевне следующие метрики эффективности урока: степень вовлечения детей (по оси «все — почти все — половина — несколько — никто»), достижение предметных результатов (например, можно оценить посредством тестирования в Kahoot), достижение метапредметных результатов (можно оценить посредством метапредметных диагностик), достижение личностных результатов, качество и результаты групповой и индивидуальной рефлексии обучающихся в заключительной части урока, опрос в начале следующего урока (учитывая возрастные особенности, можно применить техники «лестница успеха», «система координат понравилось/научился» и др.), повышение мотивации учащихся к изучению предмета, степень выполнения домашнего задания. Как в системе Международного бакалавриата: оценивают все, всех и всегда.

PS: и не забудьте про домашнее задание.

Кейс 2: Урок географии

Поясение к заданию от организаторов конкурса.

Урок географии. Владение данной тематикой или знания по географии для решения кейса не обязательны.

Учитель географии Валентин Петрович, преподавая школьную программу, старается помочь детям исследовать и рассуждать, расширить кругозор и эрудицию, а не только пересказывать содержание учебника. Для этого он специально готовит свои уроки, добавляя в них новые элементы.

Помогите Валентину Петровичу подготовиться к урокам на тему «Распределение природных ресурсов в мире», ответив на несколько вопросов.

1. Что из перечисленного важно учесть при подготовке урока по географии

Анализ образовательных, личных и эмоциональных потребностей детей

Особенности проектирования урока

Лабораторные работы

Выбор особенностей методик преподавания

Организация работы в командах

Система поощрений и наказаний

Работа с цифровыми инструментами на уроке

Опросники, тесты КИМы

Креативная составляющая урока

Исследовательская составляющая урока

Финальная оценка эффективности урока

Пересечение с тематиками других дисциплин

Работа с мотивацией и вовлечением

Иное: Адаптация урока для учеников с особыми образовательными потребностями

2. Как проанализировать потребности детей по указанной теме? Что стоит внести в перечень таких «потребностей»? Что развивают, совершенствуют, начинают лучше понимать учащиеся (отнеситесь к списку детей в классе)

Какая война является самой большой войной после Второй мировой? Не знаете? Узнаем на этом уроке.

Как уже было отмечено при подготовке урока истории, для выделения потребностей детей воспользуемся пирамидой Маслоу и отметим следующие потребности: безопасность, общение и принятие в группе, достижение успеха, одобрение и признание, образовательные потребности (знать, уметь, понимать, исследовать), эстетические потребности.

Что касается образовательных потребностей детей по указанной теме, то дети всегда приветствуют оригинальные и интересные уроки, особенно от учителей, которые способны увлечь и заинтересовать. Для рассмотрения потребностей нужно рассмотреть ценностные ориентации, мотивацию и интересы обучающихся, ведь результаты деятельности, по данным некоторых известных исследований, на 70% определяются интересами обучающихся (психиатр и психолог, исследователь проблем человеческих способностей В. Н. Мясищев). Из образовательных потребностей можно выделить: потребность в получении, запоминании, обработке и передаче актуальной, полезной и интересной информации, потребность активной деятельности при получении знаний, потребность определения своего места в мире, самоопределения, определения собственной позиции, потребность социализации.

Для анализа осознаваемых потребностей можно прибегнуть к приёму одного бегло знакомого учителя истории проекта «Учитель для России», одним из излюбленных приёмов которого был вопрос детям в самом начале урока: «Чему вы хотите научиться и зачем вы здесь?»

Для повышения мотивации перед уроком можно советовать создать анонс урока с помощью понятных детям символов, например, адаптировав современные мемы к теме данного урока.

3. Что было бы для вас самым важным в проектировании уроков? Из чего должно состоять такое проектирование?

Чеклист проектирования современного урока:

— Обозначены цели и задачи урока, ведущие к достижению поставленных целей

— Обозначен возраст обучающихся, имеется характеристика класса, отражающая уровень преподавания предмета в данном классе, половозрастные и поведенческие характеристики

— Обозначены желаемые предметные, метапредметные и личностные результаты, универсальные учебные действия

— Установлено время проведения урока

— Выбраны подходы к обучению, концепции, приёмы и методы, современные технологии

— Описан план урока, включающий: аннотацию, этапы урока, их длительность и описание деятельности учащихся и учителя, межпредметные и метапредметные связи. План урока хорошо срежессирован для повышения мотивации обучающихся и включения всех учеников в эффективную работу на уроке.

— Выбраны наиболее эффективные задания для обучающихся и создана авторская презентация, проработан раздаточный материал

— Описаны способы адаптации урока для детей с особыми образовательными потребностями

— Если план урока планируется к публикации, то желательно привести дополнительные методические рекомендации и отзыв о проведении урока

Пример заготовки плана урока «Распределение природных ресурсов в мире»:

1. Начало (5 минут). Вопрос о самой большой войне после Второй мировой войны. Естественно, вряд ли кто-либо из учеников расскажет о Великой африканской войне или Второй конголезской войне. Учитель объясняет детям, что Демократическая Республика Конго — это не просто огромное неспокойное африканское государство, расположенное в центре континента, но и страна… а пусть дети самостоятельно догадаются, что Конго — место, невероятно богатое природными ресурсами. После следует короткий рассказ учителя о Второй конголезской войне — и напоминание, что также эта война была войной на национальной почве не только за власть, но и за богатые ресурсы Конго — алмазы, золото, уран (уран, добытый в Бельгийском Конго, являлся начинкой для бомб, сброшенных на Хиросиму и Нагасаки), вольфрам, цинк, медь, колумбит, колтан, тантал, нефть и др. Ресурсное проклятие, кровавые алмазы и блокчейн, речь Мабуту и лицемерие ООН в Конго и Руанде — для мотивации учеников, ведь тема крайне широкая и многогранная: тут экологические и экономические проблемы, и национальная идентичность, и политика, и иностранное вмешательство, сопровождающиеся огромным количеством вопросов морально-нравственного характера и способные повлиять на формирование картины мира.

2. Интерактивная экскурсия (15 минут). Дети совместно с учителем определяют основные статьи экспорта стран-экспортёров сырьевых ресурсов и основные статьи импорта стран-импортёров сырьевых ресурсов на сайте oec.world (пример для Ливии: https://oec.world/en/profile/country/lby), но сначала находят страну на карте Google/Яндекс. По ходу интерактивной экскурсии дети в парах заполняют Google-таблицу (в программе Google Documents или Google Spreadsheets) экспортёров и импортёров для найденных с помощью учителя и самостоятельно найденных стран, пользуются онлайн-переводчиком для перевода названий ресурсов.

Примеры данных для стран-экспортёров:

Россия — сырая нефть 31,3% экспорта, переработанная нефть 18,2%

Чили — медная руда 24,3% экспорта, рафинированная медь 20,3%

Ливия — сырая нефть 86,8% экспорта

Второй вариант организации работы на данном этапе урока — см. раздел 4 «Организация практических, прикладных, лабораторных аспектов».

3. Знакомство с легендой (5 минут). Учитель показывает ученикам обозначения природных ресурсов на легендах карт, выдаёт одно из домашних заданий — выучить и нарисовать обозначения природных ресурсов.

4. Что? Где? Когда? (15 минут). Учитель организует командную игру «Что? Где? Когда?» (см. раздел 6 о командной работе и раздел 7 о цифровых инструментах).

5. Рефлексия, подведение итогов урока, домашнее задание (5 минут).

Материалы для домашнего задания:

Список обозначений полезных ископаемых на картах

Фильм «Откуда взялись полезные ископаемые», Постнаука: https://youtu.be/i8EeIZ8uhwI

Фильм «Драгоценное Конго», RTД: https://youtu.be/pUswJGEFV44

Видео «Конго и Великая африканская война — Ускоренный курс мировой истории», Джон Грин: https://youtu.be/2000-0NfiTM

Фильм «Как делают бриллианты», Основной элемент, Наука 2.0: https://youtu.be/KgUO0cbxEE0

4. Как бы вы организовали практические, прикладные, лабораторные аспекты этого урока? Что для этого нужно?

Требования к ресурсам для практической активности в первой половине урока: мобильный компьютерный класс либо кабинет информатики, доступ в Интернет, Google Maps / Яндекс.Карты, учётные записи учащихся, например, в Google Classroom, Google Documents / Google Spreadsheets.

— Первую половину урока можно построить на идее виртуальных экскурсий (описана в предыдущем разделе) или лабораторной поисковой работы. Обучающиеся вслед за учителем находят страны на карте мира с использованием сервисов Google Maps / Яндекс.Карты и определяют основные статьи сырьевого экспорта и импорта с помощью базы данных «The Observatory of Economic Complexity» — https://oec.world/.

— При наличии технических средств полученные данные могут быть записаны в электронную таблицу в программе Google Documents или Google Spreadsheets в режиме совместного доступа к документу.

— Изучение обозначений полезных ископаемых на легендах карт будет полезным как с точки зрения продолжения знакомства со знаковыми системами, так и с точки зрения введения в семиотику.

— Изучение примеров полезных ископаемых из коллекции учителя. Мне повезло с учителем географии, и нефть мы всем классом впервые увидели именно на уроке географии, в коробке с минералами колбочку с нефтью было сложно не узнать.

В качестве альтернативы работе с таблицами возможна организация совместной работы с Google-картой и составление интерактивной Google- или Яндекс-карты с обозначением природных ресурсов на карте: связка география + ИКТ позволит повысить компьютерную грамотность на уроке географии и, как и в вышеописанном решении, лучше изучить геоинформационные сервисы. Пример подобной карты геоглифов, созданной любителями географии: https://www.google.com/maps/d/viewer?ie=UTF8&oe=UTF8&msa=0&mid=1NXYQ9-hrQ62Tv8OW4oVqB8Td-j4&ll=13.710198973319967%2C-67.64447000000001&z=2

5. Какие методы преподавания и педагогические технологии вы предложили бы применить для изучения данной темы и почему?

— Коллективный способ обучения и технологии сотрудничества — для совершенствования навыков коммуникации и коллаборации, улучшения навыков групповой работы.

— Практические методы обучения — для применения одного из наиболее эффективных образовательных подходов — деятельностного подхода, получения практических навыков работы с геоинформационными сервисами, облачными технологиями, электронными документами и таблицами.

— Наглядные и словесные методы обучения, применение мультимедиа — необходимо научить аудиалов, визуалов и кинестетиков, в данном случае увеличение разнообразия модальностей ведёт к увеличению эффективности урока.

— Диалогические методы — в начале и конце занятия, а также при проведении игры «Что? Где? Когда?» для совершенствования навыков построения грамотной речи и выступления, формирования личной позиции обучающихся и мировоззрения.

— Частично поисковые, поисковые и исследовательские методы, самостоятельное добывание знаний во время работы над практическим заданием по информационному поиску и совместной работе с электронными таблицами.

— Метод мозгового штурма, организация коллективной мыслительной деятельности, игровые технологии при работе учеников в процессе игры «Что? Где? Когда?»

В зависимости от классификации можно выделить прочие педагогические технологии, применение которых будет оправданным в рамках данного урока: информационные, индивидуально-групповые, личностно-ориентированные, объяснительно-иллюстративные.

6. Какую работу в парах/командах вы бы организовали? Для чего?

Для развития навыков командной работы, коммуникации и коллаборации.

На втором этапе урока с помощью геоинформационных сервисов и сайта «The Observatory of Economic Complexity» обучающиеся в парах заполняют общую таблицу стран-экспортёров и импортёров природных ресурсов, ссылку на которую предоставляет учитель.

На четвёртом этапе урока дети играют в интеллектуальную игру «Что? Где? Когда?». Класс разбивается на 2-3 команды (при 12 обучающихся будет разумным сформировать 2 команды), которые по очереди имеют право первого ответа. Балл получает команда, ответившая верно первой на поставленный вопрос после минутного мозгового штурма. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество верных ответов. Пример платформы для проведения игры (но нужно сократить число вопросов до 8 для встраивания в урочное время): http://digital-revolution.ru/sites/chto-gde-kogda/school-of-the-future/

Кроме вышеперечисленных навыков через приведённые групповые активности обучающиеся достигают других метапредметных (работа с таблицами, облачными сервисами, геоинформационными сервисами, ИКТ компетентность) и личностных результатов (например, формирование представлений об информации как ресурсе, важности информационных технологий, а в более широком смысле — личностной позиции, гражданской грамотности, культурных навыков и мировоззрения).

7. Какие цифровые инструменты вы применили бы для такого урока, если он идет во время карантина в онлайне и если он идет в стандартном школьном формате оффлайн?

— Презентации prezi.com для начала и конца урока

— Визуализация экспорта на сайте OEC. Пример для Российской Федерации: https://oec.world/en/profile/country/rus/

— Геоинформационные сервисы Google Maps, Яндекс.Карты

— Текстовый процессор Google Documents, табличный процессор Google Spreadsheets

— Zoom/Skype с комнатами для проведения игры «Что? Где? Когда?» при проведении урока в онлайне

— Платформу для проведения игры «Что? Где? Когда?»:

Поскольку учитель географии Валентин Петрович старается расширить кругозор и эрудицию детей, мы уже подготовили платформу «Что? Где? Когда?» для проведения интеллектуальной игры в школе и несколько межпредметных вопросов о природных ресурсах (обязательно перейдите по ссылкам, получились очень стоящие межпредметные вопросы):

— Блиц-вопрос. Это единственное островное государство персидского залива получило своё название от двойственного числа арабского слова «бахр» — море. 1. Как называется эта страна? 2. С какой страной эта страна соединена автомобильным мостом? 3. Какая отрасль промышленности является основной в этой стране? http://digital-revolution.ru/sites/chto-gde-kogda/school-of-the-future/1.html

— Ниже представлены предыдущий логотип и скриншот сайта всемирно известной компании. Ответьте на вопросы: 1. Как называется данная компания? 2. Какое название носит основная группа элементов в виде простых веществ, производством которых занимается данная компания? 3. Развитие какого вида промышленности привело в недавнем прошлом к росту цен на никель и палладий? http://digital-revolution.ru/sites/chto-gde-kogda/school-of-the-future/13.html

— Как называется самый популярный по индексу TIOBE язык программирования, названный в честь сорта кофе, который, в свою очередь, был назван в честь одноимённого самого населённого в мире острова, находящегося в составе Индонезии: http://digital-revolution.ru/sites/chto-gde-kogda/school-of-the-future/15.html

— YouTube для домашнего задания

— Kahoot для тестирования на следующем уроке

8. Как лучше произвести проверку знаний/понимания/достижения образовательных результатов? Какие средства использовать?

Для анализа достижения образовательных результатов во время урока следует использовать следующие метрики:

— Вовлечённость детей в образовательный процесс во время урока, динамика вовлечённости и вовлечённость в выполнение домашнего задания

— Индивидуальный и групповой прогресс обучающихся

— Удовлетворённость обучающихся уроком и достигнутыми результатами

На следующем уроке после выполнения домашнего задания рекомендуется провести контроль полученных знаний с использованием интерактивной технологии Kahoot, после чего провести анализ полученных результатов как по всему классу, так и индивидуально. Ещё одна из дополняющих методик — предложить каждому ученику сформулировать интересующие вопросы в области полезных ископаемых и посвятить часть следующего урока брейн-рингу.

Для подробного анализа предметных, метапредметных и личностных результатов следует использовать метапредметные диагностики и международные диагностики грамотностей: PISA, PIRLS, ICILS, уделяя особое внимание индивидуальным результатам обучающихся и их анализу после проведения диагностики.